Смирение или повиновение?

29.04.2014

В Чистый четверг Иисус омыл ноги своим ученикам, демонстрируя свое смирение. Но что следует понимать под смирением – послушание, терпение, готовность жить так, как этого требует общество и власть? Вряд ли. Хотя нам внушается именно этот вариант. Не стоит забывать, что христианство стало государственной религией при римском императоре Константине. Считается, что он сознательно выбрал ее, поскольку считал, что она поможет удержать в повиновении подданных. Хотя сам при этом оставался язычником почти до самой смерти. Более того он систематизировал новую веру, устранил все инакомыслие среди священников, предотвратил раскол и создал единую церковь. Конечно, в данном контексте, смирение это синоним послушания, подразумевается, что быть истинным христианином, это значит принимать свою судьбу, не ропща, и не требуя большего. Но если убрать шелуху, которая по истечении двух тысячелетий налипла на учение Христа, и поразмыслить над истинным смыслом того смирения, которое демонстрирует Иисус, то картина получится совсем иная. Разве всей своей жизнью, он не демонстрировал свободу воли, желание изменить жизнь, разве не он входил в храмы и выгонял оттуда торговцев. А ведь это время (когда Христос проповедовал), время фактической власти священников, то есть официальная религия не только определяла духовную жизнь иудеев, но и осуществляла функции надзора, контроля и управления. Разве мог бы послушный, робкий человек бросить вызов государственной машине. Конечно, нет. Более того то учение, которое проповедовал Христос не могло быть создано рабом, это учение, плод внутренней свободы, отсутствия боязни нарушить каноны. Это учение, которое в центр всего ставило не поклонение злому или доброму высшему существу, и, как следствие слепое повиновение, а движение и развитие души человека.

Но тогда, что же означал ритуал омовения ног ученикам? Вот как раз то самое развитие души – не просто смирение, а смирение гордыни. Если опять попробовать представить себе личность того, кто своими словами завораживал людей. Того у кого, выражаясь современным языком, были ярые фанаты и поклонники. Того, кто фактически создавал новый духовный мир. Станет ясно, что самым сильным искушением для него, могут стать «медные трубы». Ну, как удержаться от соблазна и не начать восхищаться собой, своим умом и харизмой. Как удержаться от собственного возвеличивания, если ты на порядок умнее и талантливее окружающих, и если тебя слушают, затаив дыхание, и к тому же ты сын божий. Конечно, Иисус был подвержен этому испытанию. И вставая на колени перед своими учениками, омывая им ноги, он не демонстрировал свое принижение и послушание, а боролся с собственной гордыней, убивая на корню ростки тщеславия, не позволяя возвыситься над своими учениками и последователями.

В этом ключе смирение не является синонимом повиновения, скорее наоборот, человек осознанно выбирает свой путь, путь в котором приходится совершать не простые действия и даже может быть не всегда приятные, но это свободный выбор человека, который стремится стать лучше.